|
В Постановлении приводятся квалификационные характеристики, а также
требования, предъявляемые к научным работникам в системе РАН.
Однако правовой статус документа на настоящий момент недостаточен для целей
проведения аттестации на его основе. (Напомним, что единственной правовой
основой требований, предъявляемых к работнику при аттестаци являются
нормы, законодательно закрепленные в двух документах:
"Квалификационном
справочнике
должностей руководителей, специалистов и других служащих" -
последняя ред. 17.09.2007, и в "Порядке применения
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и служащих"). Впрочем и в самом Постановлении
Президиума РАН N 196, посвященном проведению
внеочередной аттестации в РАН во втором квартале 2008 г., никаких указаний
на использование при ее при проведении этих квалификационных характеристик
нет. Документ, видимо, согласно имеющейся в нем ссылке на п.4
Постановления
Правительства РФ от 19.11.2007
N 785 "О Российской
академии наук", предназначен скорее всего для
формального выполнения требований этого пункта о передаче для рассмотрения в
Правительство в 1-м квартале предложений по изменению соответствующих норм
действующего законодательства. При этом, т.к. и Минздравсоцразвития ни
Минобрнауки отказались согласовывать его положения, то другого способа
передачи, кроме как через Постановление Президиума РАН не оказалось... Тем
не менее, позже вышло
распоряжение Президиума РАН № 10105-270 от 28.04.2008 "О порядке
проведения внеочередной аттестации научных работников организаций,
подведомственных РАН", которым Президиум РАН дает прямое указание
использовать при аттестации именно характеристики 196-го Постановления.
В связи с большим числом вопросов,
связанных с парадоксальностью возникшей ситуации, мы сочли полезным
опубликовать обзор, автор которого постарался
максимально подробно рассмотреть возникшую правовую коллизию. Вы можете как
просмотреть
аннотацию этого обзора, так и
скачать его полный текст.
Что касается самого постановления,
то в нем по каждой из должностей приводятся (по
аналогии с нормами "Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих" (в ред.
17.09.2007)) квалификационные характеристики должностей, включающие три
раздела:
1. "Должностные
обязанности" - по определению "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "установлены основные трудовые функции,
которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему
данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности
работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих". Т.о. -
это перечень того, какие обязанности можно возлагать
на занимающего данную должность (а отнюдь не те, которые, как это часто
полагают, якобы должен непременно исполнять занимающий ее).
2. Что "Должен знать" - по
определению "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а
также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений,
инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые
работник должен применять при выполнении должностных обязанностей".
Т.е. это перечень требований, которым в полном
объеме должен удовлетворять работник, занимающий данную должность (это действительно - условие необходимое, т.е. тот
набор, который должен иметь занимающий соответствующую должность независимо
от исполняемой работы).
3. "Требования к квалификации" - по
требованиям "Квалификационного справочника..."
в этом разделе "определены уровень профессиональной
подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных
обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной
подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании"". Поэтому
вызывает недоумение сам подход к формированию "требований к квалификации" из
этого постановления. В нем вопреки самому понятию "квалификация" предложены
требования к квалификации, основанные на грубой подмене понятия
"квалификация" научного работника, на "публичность", из-за чего собственно
они и были забракованы при первых же попытках согласования.
Первые же отклики на документ обращают
внимание на то, что предлагаемые тут (в особенности по разделу "Требования к
квалификации") критерии в очень большой степени
расходятся с законодательно закрепленными нормами "Квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих" (см. гнездо ниже)
- возможно именно в этом причина того, что полноценный документ на эту тему,
подготавливавшийся уже больше года назад Минздравсоцразвития, Миннауки и РАН, так до сих пор и не вышел.
И с этой точки зрения законодательная чистота Постановления РАН оказывается
под большим сомнением, а в этом случае автоматически действуют нормы
действующего законодательства, т.е. указанного Квалификационного справочника,
а точнее, Постановлений Правительства РФ и Минздравсоцразвития, которые его
закрепляют.
В большинстве
отзывов обращается внимание на то, что, в частности, согласно разделу
"Введение" имеющего законную силу "Квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и других служащих" (в
последней редакции от 17.09.2007) "каждая
квалификационная характеристика является нормативным документом" (требующим
соответствующей процедуры согласований, утверждений и регистраций), а не
узковедомственным актом. Те же нормы присутствуют и во
втором документе, имеющем законодательно закрепленную силу в отношении
порядка проведения аттестаций - "Порядке применения
единого квалификационного справочника". А поэтому, предлагаемые в Постановлении РАН
измененные квалификационные характеристики не могут иметь юридической
силы.
Исходя из того, что согласно тому же разделу "квалификационные
характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей,
разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном
порядке", документ может рассматриваться, например, как предложения РАН к
проекту предлагаемых ей изменений в "Квалификационный справочник…",
о чем было уже упомянуто выше. Тем не менее, сам Президиум РАН с такой
трактовкой, видимо не согласен, что следует из уже упомянутого его
распоряжения № 10105-270 от 28.04.2008 . |
Размещено на
сайте
08.04.2008 -
07.05.2008 |